Школа здоровья для пациентов с холециститом

школа здоровья для пациентов с холециститом Холецистит (школа пациентов) Радионова Мария Владиславовна, 126 группа

школа здоровья для пациентов с холециститом Целевая аудитория Основываясь на группах риска, целевой аудиторией являются в основном: • люди, переболевшие желчекаменной болезнью, печеночными, кишечными или паразитарными заболеваниями (место проведения лекции данной — гастроэнтерологические клиники); • беременные и родившие женщины (школы молодых матерей, женские консультации); • больные диабетом (клиники для лечения данного заболевания); • люди, страдающие избыточным весом (специализированные клиники, занимающиеся данным вопросом); • здоровые женщины среднего и старшего возраста (40+); мужчины той же возрастной категории (общеобразовательные лекции в рамках школ пациентов).

школа здоровья для пациентов с холециститом Для чего проводится данная лекция? • Цель: сформировать представление о холецистите у широкого круга населения, рассказать об основных характеристиках данного заболевания. • Задачи: 1) рассмотреть распространение холецистита; 2) указать его симптоматику; 3) поговорить о причинах и группах риска; 4) определить меры оказания помощи, методы лечения, а главное – профилактики заболевания.

школа здоровья для пациентов с холециститом Что такое холецистит? Холецистит – это воспаление желчного пузыря. Желчный пузырь в брюшной полости Жиры – основная мишень желчи в организме Желчный пузырь – резервуар желчи в организме; его главная задача – обеспечение двенадцатиперстной кишки желчью во время пищеварения и накопление избытка желчи.

школа здоровья для пациентов с холециститом Так ли это существенно? — Острый холецистит — это одно из самых распространенных хирургических заболеваний и по частоте встречаемости занимает второе место после аппендицита. — Больные острым холециститом составляют 17— 18% от всех поступивших в отделения скорой хирургии органов брюшной полости. — На лиц старше 60 лет приходится около 50% от всех пациентов с острым холециститом. — По данным статистики, около 10% населения земного шара являются носителями желчных камней.

школа здоровья для пациентов с холециститом Виды холецистита По течению заболевания: § Острый § Хронический По происхождению: § Калькулезный (из-за образования камней) § Некалькулезный Камни в желчном пузыре

Желчнокаменная болезнь — это заболевание, при котором в желчном пузыре или в желчных протоках образуются камни. Предпосылки возникновения: Ø переедание, голодание, Факторы: Ø застой желчи в желчном пузыре нерегулярное питание; Ø повышение концентрации солей Ø малоподвижный образ жизни, в желчи из-за нарушения обмена особенно сидячая работа; Ø беременность; веществ. Ø прием гормональных Возможные симптомы: контрацептивов; Øгоречь во рту; Ø ожирение; Ø тяжесть в правом подреберье; Ø нарушение транспорта в Ø тошнота; желчных путях; Ø отрыжка; Ø заболевания поджелудочной Ø желчные колики. железы.

Положение дел при желчнокаменной болезни

Острый холецистит. Причины В 95% случаев – является следствием желчнокаменной болезни. Кроме того: § Повышенное давление в желчевыводящих путях; § Инфекция в желчевыводящих путях; § Нарушение диеты; § Болезни желудка, провоцирующие нарушение физико-химических свойств желчи; § Изменение сосудов желчевыводящих вследствие атеросклероза. путей

Правило пяти F • • • В медицине существует так называемое правило пяти F, которое позволяет определить наиболее уязвимый для острого холецистита контингент. Оно гласит, что чаще всего холециститом болеют: fat — страдающие ожирением; female — женщины; fair — светловолосые; fertility — многократно рожавшие; forty — после сорока лет.

Острый холецистит. Симптомы • постоянные боли в правой ерхней в половине живота (правом подреберье), которые могут отдавать в правую руку, в правую половину груди и шеи. Нередко им предшествует приступ желчной колики; • повышение температуры тела; • чувство горечи во рту, тошнота и рвота, не приносящая облегчения; • желтуха кожи (наблюдается не всегда). и склер

Острый холецистит. Первая помощь § При подозрении на острый холецистит необходимо немедленно вызвать «скорую помощь». § До прихода врача ни в коем случае нельзя класть на живот горячую грелку, промывать желудок и принимать слабительное. § Больному необходим постельный режим и лед на область желчного пузыря.

Острый холецистит. Лечение 1) Консервативное лечение: § подавление инфекции (для этого применяются антибиотики и другие противомикробные препараты); § усиление оттока желчи (специальная диета, желчегонные и спазмолитические средства, зондирование двенадцатиперстной кишки), однако, неприменимо при наличии камней. § диета с исключением механически и химически раздражающей пищи. 2) Хирургическое лечение (при неэффективности консервативного) – холецистэктомия (удаление желчного пузыря).

Острый холецистит. Возможные осложнения § Следствия развития инфекции: — эмпиема (гнойное воспаление) — эмфизема (газовое скопление) желчного пузыря, — сепсис (общее заражение крови). § Также возможно прободение желчного пузыря, следствием чего станет воспаление брюшины (перитонит), может сформироваться пузырнокишечный свищ. § Зачастую холецистит осложняется воспалением поджелудочной железы.

Острый холецистит. Профилактика • Соблюдении норм здорового питания: ограничение употребления алкоголя, больших количеств острой, жирной пищи. • Приветствуется физическая активность – гиподинамия является одним из факторов, способствующих застою желчи и формированию конкрементов. • Прием пищи лучше осуществлять согласно режиму, не реже, чем каждые 4 часа. Обязательно употреблять достаточное количество жидкости (от полутора литров), не переедать на ночь. • Неблагоприятными для здоровья желчного пузыря также являются ожирение, кишечные паразиты (аскариды, лямблии), сильные стрессы. Рекомендуемое время приема пищи Необходимые элементы здорового питания

Диета, назначаемая при холецистите

Хронический холецистит. Причины § Заболевание начинается постепенно, нередко в юношеском возрасте. Жалобы возникают под влиянием нарушения диеты, психоэмоционального перенапряжения. § Причины хронического холецистита: • ремиссия острой формы этого заболевания; • постепенное развитие патогенеза.

Хронический холецистит. Симптомы Ø ощущение тяжести в эпигастральной области; Ø вздутие живота; Ø приступы тошноты; Ø чувство горечи в ротовой полости; Ø температура тела субфебрильная (от 37 до 380 С); Ø печень увеличена, в отдельных случаях пальпируется через брюшную стенку; Ø стенки желчного пузыря, при инструментальном обследовании, утолщены. Боли при хроническом холецистите. Резкой боли нет. В некоторых случаях она может вообще отсутствовать. Часто отмечают тупую или ноющую боль. Хронический бескаменный холецистит может протекать без боли.

Прогноз при холецистите Прогноз условно благоприятный, при адекватно проведенном лечении трудоспособность будет полностью сохранена. Наибольшую опасность могут представлять осложнения, связанные с разрывом жёлчного пузыря и развитием перитонита (воспаления брюшины). В случае его развития даже при адекватном лечении возможен летальный исход. Необходимо большое внимание уделять наблюдениям лечащего врача, так как развитие болезни имеет свои особенности в каждом конкретном случае.

Краткие итоги 1. Холецистит – воспаление желчного пузыря. 2. Его причина – инфекционирование; развивается на фоне повреждение стенок желчного пузыря или его протоков (часто — после желчнокаменной болезни). 3. Основные симптомы – острая боль в правом подреберье, тошнота, поднятие температуры, пожелтение кожных покровов и склеры. 4. При наличии симптомов –незамедлительный вызов «скорой помощи» , прикладывание льда к области желчного пузыря и постельный режим. 5. Лечение – консервативное и хирургическое, по врачебным указаниям. 6. Профилактика – здоровое питание, снижение количества стрессовых факторов, повышение активности образа жизни.

Спасибо за внимание

Список использованных источников: • • • http: //ftiza. info/ostryiy-holetsistit/ http: //www. ayzdorov. ru/lechenie_xolecistit_chto. php http: //bezboleznej. ru/ostryj-holecistit http: //prizvanie. su/? p=2672 http: //www. eurolab. ua/encyclopedia/urgent. medica. a id/2305/ • http: //medportal. ru/enc/gastroenterology/dyskinesia /4/ • https: //ru. wikipedia. org/wiki/Холецистит

 

  • Тема: Школа для пациентов с желчнокаменной больезнью
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Медицина
  • Страниц: 31
  • ВУЗ, город: КИЭП
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Выдержка

орые не могут пройти через пузырный проток, остаются в желчном пузыре. Поэтому для повышения эффективности лечения целесообразно к экстракорпоральной литотрипсии добавлять препараты желчных кислот. Основной недостаток этого метода — высокая вероятность рецидива, то есть повторного появления желчных камней. Через 5 лет частота рецидивов составляет 50%.
Растворение камней в желчном пузыре возможно только при холестериновых камнях. Для этого применяют урсодезоксихолевую кислоту по 15 мг/кг в сутки в 2-3 приема, принимают около 2 лет. Хенодезоксихолевая кислота по 15 мг/кг в сутки (1/3 дозы утром и 2/3 вечером), принимают в течение года и более. Метилбутиловый эфир: контактное растворение камней — введение препарата в просвет желчного пузыря.
Диета – пища, содержащая большое количество растительной клетчатки, витамина с, уменьшенное количество белков и жиров. Пищу следует принимать небольшими порциями 5-6 раз в день.

Профилактика желчнокаменной болезни

Профилактика желчнокаменной болезни состоит в устранении причин, способствующих застою желчи и нарушениям обмена. Необходимо проводить активные предупредительные и лечебные мероприятия у больных с дискинезиями желчного пузыря и желчных протоков, хроническим холециститом. Рекомендуются регулярное дробное питание с исключением жирной, высококалорийной, богатой холестерином пищи; занятия физкультурой и спортом, производственной гимнастикой, изменения положения тела в процессе трудовой деятельности, пешеходные прогулки, устранение запоров; отказ от тугих поясов, ремней.
Следует помнить, что холестерин на 2/з синтезируется в организме. Одним из основных источников эндогенного образования холестерина является глюкоза, из двух молекул которой синтезируется молекула холестерина. Поэтому следует ограничить употребление сахара, продуктов и кондитерских изделий, его содержащих.
Поджелудочной железой вырабатывается фермент холестеролэстераза, которая в определенной степени разрушает экзогенный холестерин, поступающий с пищей. Меридиан поджелудочной железы начинает включаться в 11 ч утра и после полудня до 22-23 ч выделяется сок, богатый ферментами, в том числе холестеролэстеразой, способной расщеплять холестерин. До 12 ч дня следует употреблять пищу фактически бесхолестериновую, так как экзогенный холестерин усваивается на 85%, а после 12 ч дня — всего лишь на 15%.
При проведении первичной и вторичной профилактики калькулезного холецистита необходимо учитывать тот факт, что в основном камни «растут» в ночное время (симптом Хоффмана), так как в этот период суток наиболее выражен застой желчи в пузыре. Ночная желудочная гиперсекреция кислоты также способствует холестазу, так как ионы водорода усугубляют спазм сфинктера Одди. С целью профилактики «роста» камней в ночное время для опорожнения желчного пузыря за 2 ч до сна следует употреблять легкие желчегонные продукты (1 стакан кефира или ряженки с 1 ст. л. растительного масла или меда, чай с 1-2 ст. л. меда, минеральную воду и т.д.).
В случае желчнокаменной болезни с наличием латентного, бессимптомного течения («немые» камни) и отказе больных от хирургического лечения, химической и ударно-волновой литотрипсии диспансерное наблюдение гастроэнтерологом поликлиники проводится 1-2 раза в год. При этом назначают щадящую консервативную терапию (диетический режим, спазмолитики, растительные холеретики).
В случае развития постхолецистэктомического синдрома с наличием хронического холангиогепатита 2 раза в год необходимо назначать препараты растительных холеретиков в сочетании с гепатопротекторами гепабене и гепатофальк-планта. Препараты назначаются в течение 1 мес. в обычных и высоких терапевтических дозах 2 раза в год.
Роль Школ здоровья для пациентов в профилактике хронических неинфекционных заболеваний
Роль медсестры в профилактике желчнокаменной болезни
Важная роль в профилактике заболеваний отводится медицинской сестре.
Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения, направленная на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды. Сестринское дело включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностическом процессе, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и (или) психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп.
С целью профилактики заболеваний печени и желчных путей медицинская сестра должна пропагандировать здоровый образ жизни и прежде всего правильное питание с достаточным содержанием витаминов и полноценного белка, запрещение приема алкоголя. Необходимо исключить контакт с химическими веществами, оказывающими вредное гепатотропное действие (гепатотропные яды).
В настоящее время становится очевидным, что достижения современной медицины не могут быть реализованы на практике, в случаях отсутствия партнерских отношений и истинного сотрудничества между медицинским персоналом и пациентом.
В конечном счете, только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств, изменить ли свое питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться ли от вредных для здоровья привычек и прочее. В этом обоюдном процессе роль врача и пациента неразделима. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению, что приведет к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнерства «врач ( пациент» является обучение пациентов.
Обучение пациентов с заболеваниями печени и желчевыводящих путей, в частности с желчнокаменными болезнями, включает различные информационные технологии и предполагает участие различных секторов общества, а не только работников здравоохранения. Вместе с тем совершенно очевидно, что наиболее авторитетным источником медицинской информации для больных людей является именно врач и медицинская сестра. Вот почему перед здравоохранением стоит задача внедрения обучающих технологий в реальную практику, особенно в деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений.
При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном, и в профилактическом процессе является основой успешного контроля здоровья и болезни.
Для того чтобы правильно обучать пациента медицинской сестре необходимо перенести в медицину принципы педагогики.
Для получения оптимального результата обучения необходимы:
адекватное определение целей обучения;
соответствующий отбор и обработка содержания;
умелое использование всего спектра методов обучения, особенно активных.
Педагогические принципы обучения строятся на доступном изложении материала, активном участии пациента в тренировке и повторении узнанного и создание открытой и доверительной атмосферы, в которой пациент ни в коем случае не ощущает себя недостаточно умным или слишком медлительным.
Эти принципы соответствуют известным в педагогической психологии когнитивному, эмоциональному и сенсомоторному уровням восприятия и поведения.
Обучение пациентов может проводиться в группе или индивидуально.
Все рекомендации даются не в форме жесткого ограничения привычек и образа жизни пациента, а в виде поиска путей максимально большей независимости от заболевания при поддержании хорошего качества лечения. Вот почему обучение более всего эффективно при проведении его «живым лицом» — врачом или медицинской сестрой.
Одной из перспективных форм профилактического консультирования является, так называемое групповое консультирование или школы для пациентов.
Цель обучения – дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.
В процессе обучения пациента необходимо учитывать целый ряд психологических факторов, которые существенно влияют на результаты обучения. Каждый из этих факторов может оказаться невидимым барьером, тормозящим или вовсе блокирующим наши «послания» к пациенту.
Задачей профилактического обучения (консультирования) является повышение приверженности пациентов к лечению и формирование мотивации к выздоровлению. Это очень сложный процесс и во многом зависит от личности самого медицинского работника, а порой и от его настроения, самочувствия и других личностных особенностей. Именно эта область медицины граничит с искусством. Основой процесса формирования мотивации к выздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер («за» и «против», «усилия» и «польза») для конкретного индивидуума или группы пациентов, обучаемых, например, в Школе. Необходимы профессиональные знания, но только их недостаточно. Проведение профилактического консультирования требует навыков.
Мировой опыт развития методологии информационной деятельности в здравоохранении, целью которой является влияние на процесс изменения поведения в отношении здоровья позволил выработать концепцию, позволяющую более эффективно проводить работу по профилактическому консультированию, которая заключается в следующем – если понимать мироощущение людей, их ценности и потребности, то можно создавать не только эффективные информационные, но и мотивационные программы. Обеспечить реализацию этих теоретических основ на практике в полной мере позволяет такая форма обучения пациентов как Школы. Именно Школы для пациентов могут использовать не только информационные, но и мотивационные технологии обучения, реализовывать психологические подходы к формированию мотивации, обеспечить так необходимую многим больным социальную поддержку.

Школа здоровья для пациентов

По мнению экспертов ВОЗ, подкрепленному многочисленными примерами из практики, эффективность любой программы обучения может быть обеспечена только при ее правильной организации.
Обучение больных может быть организовано в стационаре или на амбулаторной базе в так называемых «школах обучения». Амбулаторное обучение обходится лечебному учреждению дешевле, чем стационарное, а также позволяет создавать гибкий график работы для удобства больных. Кроме того, амбулаторное обучение не исключает больного из привычной обстановки, дает ему возможность сразу же внедрить полученные знания и навыки в жизнь.
Концепция создания школы здоровья направлена на активную позицию пациента (и/или его родственников) с целью поддержания улучшения своего здоровья.
Школа здоровья для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями должна отражать сферу интересов пациента (и/или родственников) и включать (в соответствии с концепцией управления и постоянного совершенствования) комплекс мер от постановки диагноза и определения факторов, влияющих на прогноз заболеваний до оказания профилактической медицинской помощи через эффективное консультирование и мотивационные технологий, интегрированные в процесс обучения.
Создание школы пациента возлагает на лечебно-профилактические учреждения дополнительные обязанности: подготовку кадров, организацию процесса обучения пациентов, обеспечение методической и раздаточной литературой для повышения качества технологии обучения.
Школа пациента занимается здоровьем конкретного индивида, когда для лечащего врача, знающего своего пациента и его отношение к болезням, семейные и социальные условия его жизни, проблема болезни превращается в один из аспектов более масштабной и сложной проблемы – проблемы здоровья и профилактики заболеваний.
Эту проблему следует понимать в том смысле, что чисто медицинский подход к болезни должен быть дополнен еще и знанием многомерности нездоровья, т.е. знанием скрытых сторон жизни пациента, его реакций на невзгоды и т.д.
Следовательно, не только конкретная болезнь, но и нездоровье в широком смысле слова должны находиться в центре рассуждений медицинского работника. Под «нездоровьем» понимается медицинский, психологический и социальный аспекты развития и течения болезни.
Школа пациента способствует правильному пониманию не только обязанностей медперсонала, но и прав ответственностей самого пациента. «Права пациентов – набор прав, привилегий, обязательств и обязанностей, с которыми люди обращаются за услугами здравоохранения и получают их. Каждый пациент имеет право на лучшее здоровье, качественную своевременную помощь, на информированность и т.д. И вместе с тем, каждый пациент несет ответственность (моральную, финансовую, а в ряде случаев и юридическую) за свое поведение, приводящее к ухудшению здоровья и трудоспособности».
Школа пациента – взаимная социальная ответственность медперсонала и пациента.
Организация школь пациента требует ведения ряда приоритетом:
Обучение врачебного и сестринского персонала основным вопросам качества медицинской помощи, принципам организации школы пациента, этике общения.
Мотивация медицинского персонала на повышение качества медицинской помощи.
Усиление профилактической направленности в деятельности органов и учреждений здравоохранения с акцентом на организационные аспекты программ по вторичной и первичной профилактики основных неинфекционных заболеваний (школы здоровья для пациентов и в перспективе для лиц с факторами риска заболеваний).
Информированность и грамотность самого населения в проблемах здоровья.
Мотивация населения на укрепление и сохранение здоровья, ответственность за здоровье как на ценность.
Безусловно, организация школ для больных основными неинфекционными заболеваниями (диабет, ИБС, артериальная гипертония, постинсультные состояния, спинальные больные, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, рассеянный склероз, онкологические заболевания, психиатрия и т.д.) приведет к повышению эффективности здравоохранения, уменьшению затрат и повышению качества жизни пациентов.
Школа пациентов должна предусматривать не только информирование пациентов, но и интеграцию программ психологического обучения, реабилитации. Важно не только «снять» трудные состояния, но и научить пациента самоконтролю, самообладанию, самоуправлению с учетом индивидуальных особенностей.
Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (СМИ, наглядная , медицинская и популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники и др.). Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей, тем не менее, являются именно медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были сами не только хорошо информированы о содержании совета, но и владели формой подачи информации, четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения.
Вместе с тем, необходимо понимать, что пациенты ( это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную в такой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего пациентом не будут восприняты или выполнены. Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций врача (в частности, по отказу от вредных привычек или по их изменению) отвечают, что советы врача неубедительны.
Как уже было сказано, основной задачей консультирования является повышение приверженности пациентов к лечению и формирование мотивации к оздоровлению.
Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно» изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить ( расслабиться, пообщаться, поесть ( снять стресс и пр.).
Условно можно выделить несколько стадий формирования мотивации и изменений поведения для установления новых привычек (каждая стадия может быть различной продолжительности, возможен как поступательный переход, так и регрессия):
Непонимание проблемы. Пациент не знает, почему именно ему надо изменить привычки и/или почему врач советует регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии (например, больной не ощущает повышения артериального давления. В этой ситуации при консультировании необходимо сконцентрироваться на информировании, разъяснении проблемы, без глубокой детализации конкретных советов (как и что делать).
Принятие решения. Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят вред его здоровью, а нерегулярное лечение не принесет необходимой пользы. На этом этапе пациент может испытывать колебания в принятии решения, поэтому ему важны не только беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретной помощи. Например, при желании и намерении бросить курить необходимо, чтобы были организованы требуемые для этого консультативные приемы специалистов. Совет, подкрепленный конкретной помощью, будет успешнее.
Начало действий. Пациент решил изменить образ жизни, привычки, научиться более здоровому поведению, регулярно принимать лекарства и прочее. Профилактическое консультирование на этом этапе должно стать в основном психологической поддержкой, очень важно подойти индивидуально в каждом конкретном случае.
Срыв действий. Пациенту не удалось придерживаться длительное время новых более здоровых привычек и/или соблюдать регулярность лечения. Возможность срыва нужно постоянно иметь в виду и ограждать пациента от него. Этот этап требует навыков общения и знания психологии, а также наличия опыта, умения избирать индивидуальный подход и находить подходящие аргументы.
Мировой опыт развития методологии информационной деятельности в здравоохранении, целью которой является влияние на процесс изменения поведения в отношении здоровья, позволил выработать концепцию, позволяющую более эффективно проводить работу по профилактическому консультированию, которая заключается в следующем: если понимать мироощущение людей, их ценности и потребности, то можно создавать эффективные не только информационные, но и мотивационные программы. Обеспечить реализацию этих теоретических основ на практике в полной мере позволяет такая форма обучения пациентов, как школы. Именно школы для пациентов могут использовать не только информационные, но и мотивационные технологии обучения, реализовывать психологические подходы к формированию мотивации, обеспечивать так необходимую многим больным социальную поддержку.
История создания школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. Накоплен достаточно богатый опыт обучения пациентов в школах при различных заболеваниях: сахарном диабете, бронхиальной астме, ишемической болезни сердца, болезнями желудочно-кишечного тракта, с желчнокаменной болезнью и др. В последние годы активное развитие получило направление обучения пациентов с артериальной гипертонией.

Эффективность обучения пациентов в Школах здоровья

Любая медицинская услуга, в том числе Школа, как медицинская профилактическая услуга, оценивается по многокомпонентному принципу и включает три ключевые направления: оценку медицинской (клинческой) эффективности; оценку медико-социальной эффективности (может быть оценена в отдаленные сроки, не менее 1 года) и экономической эффективности, применение которой требует специальных экономических расчетов (затраты-эффективность, стоимость болезни и пр.).
Изменение информированности, умений, навыков и повышение мотивации пациентов к оздоровлению, является результативностью обучения, т.е. непосредственным результатом того, чему обучали. Вместе с тем, эти параметры считаются показателями, предшествующими эффективности, т.к. характеризуют процесс формирования приверженности пациентов к выполнению врачебных назначений и, как обязательное следствие – улучшения показателей здоровья и снижения риска появления осложнений, что и являе  

Есть в нашем теле орган, который может производить камни и «бомбардировать» здоровье, как крепостную стену. Вы угадали, это желчный пузырь. Причем, «снаряды» могут быть совсем маленькие и относительно безобидные – до нескольких миллиметров, а могут достигать размеров двух-трех и даже десяти сантиметров! Конечно, такой «булыжник» – явление экстраординарное, достойное того, чтобы его демонстрировали студентам мединститута и пациентам, а потом поместили в музей. Но ведь бывает!.. С чего все начинается, какие заблуждения насчет этой болезни существуют, нам рассказала врач-гастроэнтеролог Инна Оганезова, заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней СГМУ.

Заблуждение первое: Холецистит – заболевание пищеварительной системы. Значит, оно появляется в результате погрешностей в еде, при злоупотреблении жирной и острой пищей, несоблюдении режима питания. Плюс наша стрессовая жизнь…

– Холецистит – это воспалительное заболевание желчного пузыря, вызванное попаданием в орган бактерий, вирусов или паразитов. Безусловно, нерегулярное и нерациональное питание (чрезмерное употребление мучного и жирного, высокая калорийность пищи, алкоголь в высоких дозах) – важный фактор в развитии болезни. Но главное, чтобы в организме не было очагов хронической инфекции: кариозных зубов, инфицированных миндалин (гланд), воспалений уха, придатков матки, наличия в тонком кишечнике паразитов (лямблий, аскарид). Немаловажным фактором в развитии болезни являются заболевания органов желудочно-кишечного тракта: гастрит с пониженной секрецией, воспаление тонкого кишечника (дуоденит), печени (гепатит). Имеет значение наследственная предрасположенность.

Заблуждение второе: Холецистит – это самостоятельное заболевание со специфическими  признаками: горечь во рту, «горькая» отрыжка, иногда тошнота, рвота с примесью желчи и острая боль (желчная колика) в правом подреберье.

– Симптомы названы правильно. Но холецистит тесно «дружит» с другими заболеваниями: дискинезией желчевыводящих путей и желчнокаменной болезнью.  Часто одно плавно перетекает в другое: дискинезия является одним из факторов риска развития холецистита, а холецистит, в свою очередь, способствует формированию желчнокаменной болезни. Холецистит может иметь острое и хроническое течение. Также различают две его формы: бескаменный и калькулезный, то есть воспаление желчного пузыря при наличии в нем конкрементов (камней) у больных с желчнокаменной болезнью.

Заблуждение третье: Если есть холецистит бескаменный, то он обязательно трансформируется в желчнокаменную болезнь. А там и весь «букет» осложнений…

– Не обязательно. Камни образуются в результате застоя и концентрации желчи, вследствие нарушения ее физико-химических свойств, прежде всего перенасыщения холестерином. Если в желчном пузыре отсутствуют застойные явления, то камнеобразования, как правило, не наблюдается. При выполнении рекомендаций и под наблюдением квалифицированного гастроэнтеролога качество жизни пациента с хроническим воспалением желчного пузыря не страдает. Это при условии, что хронический холецистит протекает без осложнений.

Одно из наиболее частых осложнений хронического холецистита – билиарный панкреатит – воспаление поджелудочной железы, обусловленное патологией желчного пузыря. Может быть холангит – воспаление внутрипеченочных желчных протоков. Если стенка желчного пузыря пропитается солями кальция, развивается холестероз. Самое грозное осложнение происходит тогда, когда в результате перфорации (прорыва) стенки пузыря желчь попадает в брюшную полость, развивается желчный перитонит – тяжелое и опасное для жизни состояние.

Заблуждение четвертое: Холецистит это «взрослая» болезнь, у детей она не встречается.

– Каждая пятая женщина и каждый пятнадцатый мужчина старше 20 лет страдают теми или иными болезнями желчного пузыря и его протоков. Но холецистит встречается и у детей, так же, как и желчнокаменная болезнь. Начинается чаще всего с дискинезии в периоды бурного роста – с 2 до 5 и с 7 до 9 лет, она обусловлена вегетативной дисфункцией, при наличии сопутствующих факторов (у детей – нарушения режима и характера питания) развивается нарушение моторики желчевыводящих путей. Основная причина развития у детей холецистита – паразитарная инвазия (лямблиоз, описторхоз, аскаридоз и другие болезни грязных рук). Образованию желчных камней у детей способствуют наследственная предрасположенность, общие обменные нарушения и врожденные аномалии развития желчных путей (например, изгибы желчного пузыря).

Заблуждение пятое: Женщины болеют чаще, потому что более чувствительны и подвержены стрессам…

– Действительно, женщины страдают заболеваниями желчевыводящих путей в несколько раз чаще, чем мужчины. Это связано, прежде всего, с особенностями гормональных процессов – высоким уровнем эстрогенов в крови при беременности, во вторую фазу менструального цикла, при приеме гормональных противозачаточных средств, а также более выраженной гиподинамией и большей частотой ожирения.

Заблуждение шестое: Диагноз холецистита не сложен, достаточно анализа характерных симптомов заболевания.

– Признаки поражения желчевыводящих путей достаточно характерны. Однако одинаковыми симптомами могут проявляться и холецистит, и дискинезия. Поэтому кроме анализа симптомов заболевания, проводится комплекс инструментальных и лабораторных исследований. Основной метод диагностики – ультразвуковое исследование желчного пузыря (УЗИ), которое выявляет различные деформации, утолщение стенок желчного пузыря, наличие камней в его полости. Также больным показано проведение фракционного дуоденального зондирования с последующим микроскопическим, бактериологическим и биохимическим исследованием желчи. Другие методы инструментальной диагностики ограничены строго определенными задачами.

 Заблуждение седьмое: В лечении хронического холецистита главное – пить желчегонные лекарственные препараты, которые можно купить в аптеке.

– При остром воспалении желчного пузыря назначают антибактериальную и противовоспалительную терапию, обезболивающие препараты, спазмолитики, средства, нормализующие моторику билиарного тракта, в том числе желчегонные препараты. Следует помнить,  что лекарственные препараты для лечения холецистита должен назначать врач, лучше – гастроэнтеролог. Это касается не только антибактериальных средств, назначаемых при обострении, но и спазмолитических и желчегонных препаратов.

Заблуждение восьмое: Холецистит можно лечить травами. Такое лечение – самое безвредное, поэтому можно лечиться самостоятельно. Но я пил желчегонный сбор с мятой, стало еще хуже…

– При лечении холецистита используют лекарственные растения, обладающие желчегонным, противовоспалительным, противомикробным и противоспазматическим действием. Растения с желчегонным эффектом вымывают из желчного пузыря и желчных ходов патологический субстрат (например, песок), устраняют застой желчи. Благодаря противоспазматическому сбору устраняются спазмы желчного пузыря и протоков, а противомикробное и противовоспалительное действие лекарственных растений необходимо для борьбы с инфекционным началом, горечи незаменимы как противопаразитарное средство. Для лечения хронического холецистита используются: бессмертник песчаный, барбарис, береза повислая, василек, календула лекарственная, кукурузные столбики с рыльцами, можжевельник обыкновенный, мята перечная, ревень тангутский, роза, шиповник. Как и в случае с лекарственными препаратами, следует помнить, что назначить лечение травами должен врач.

Заблуждение девятое: Желчный пузырь не очень нужен организму, удалил – и избавился от проблем с пищеварительным трактом…

– Желчный пузырь – небольшой полый орган, который служит для накопления желчи в период между приемами пищи, ее концентрирования и последующего выделения в двенадцатиперстную кишку во время пищеварения. Удаление желчного пузыря неизбежно приводит к нарушению процессов желчеобразования и желчевыведения: она начинает поступать в кишечник хаотично, изменяется ее качественный состав, нарушается переваривание жиров, снижаются ее бактерицидные свойства. Это вызывает массу проблем: непереносимость жирной пищи, избыточное газообразование, дисбактериоз. Поэтому я всегда советую пациентам не торопиться, если можно применять консервативные методы лечения и нет абсолютных показаний к операции.

Заблуждение десятое: Минеральная вода – идеальное средство для лечения холецистита. Тут никаких рекомендаций и консультаций врача не требуется.

– Для лечения болезней желчного пузыря применение минеральных вод однозначно эффективно. Прием минеральной воды способствует полноценному опорожнению желчного пузыря, уменьшает вязкость желчи и предотвращает ее застой, а также оказывает противовоспалительное действие и уменьшает возможность камнеобразования. Важно и то, что под влиянием минеральных вод улучшаются обменные процессы в печени. Прием лечебных минеральных вод проводится по рекомендации гастроэнтеролога и только вне обострения холецистита.

Материал: Елена Антропова

Фото: Владимир Трефилов

Вам также может понравиться

Об авторе Vrach

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *